» » » Очередное испытание для дошкольного воспитания

Очередное испытание для дошкольного воспитания

09 октябрь 2012, Вторник
242
4

Хочешь развалить экономику – занимайся реорганизациями.

Похоже, что это печальное правило действует и в других сферах нашей с вами жизни.

Тут всё лежит на поверхности. Ни одна машина не сдвинется с места, если кто-то начнёт менять задние двери с передними, двигатель – с выхлопной трубой, а колёса – с фарами. Впрочем, это, как вы понимаете, абсурд, но любой автомобилист знает: чем больше ковыряешься в машине, тем быстрее она рассыпается.

То, что к хорошему и доброму названию «детский сад» реформаторы «образованцы» давно уже присобачили тяжеловесную вывеску ГОУ (государственное образовательное учреждение), это ещё полбеды.

Вот уже несколько месяцев московские родители и педагоги звонят и пишут в редакцию газеты «Президент» по поводу того, что они в один голос называют бедой.

Речь идёт о реорганизации, которая именуется «укрупнением».

И педагоги, и родители с думой об интересах детей поднимают животрепещущую проблему о судьбе дошкольных учреждений и кадровой политике.

Проблема возникла сверху.

То ли из столичного департамента образования, то ли из Минобрнауки.

Где-то там решили объединять образовательные учреждения поначалу в холдинги, а теперь – в комплексы.

По принципу: одна школа и два три близлежащих – или далеко не близлежащих – детских сада.

А что? И школа – ГОУ, и детские сады – ГОУ. Как говорится, одного поля ягоды.

Стратегически мыслящие чиновники, надуваясь от собственной изобретательности и дальновидности, внесли в свои портфолио очередную инновацию: вот, мол, как хорошо-то мы придумали. Теперь у нас один администратор – директор школы – будет за всё отвечать. И за школу, и за пару-тройку детских садов.

Они думают, что они придумали хорошо.

Но почему же родители встревожились?

Почему школьные и дошкольные педагоги начали роптать?

Вот ведь, какие неблагодарные. Вместо того чтобы радоваться, встречают нашу инновацию в штыки. Обвиняют нас, государственных мужей и жён, в непрофессионализме и некомпетентности. С чего бы это?

А действительно – с чего?

Логика обращавшихся в редакцию с просьбами поддержать их несогласие с очередной инновацией следующая.

Первое.

Директор школы может быть незаменимым руководителем школы. Заодно он может быть прекрасным учителем-предметником.

Но при всём при этом он может понятия не иметь о многогранной специфике дошкольных учреждений, кадры для которых ещё со времён Советского Союза кропотливо готовили не только в педагогических училищах – ныне колледжах – но и на специальных факультетах педагогических вузов.

Хотите живую иллюстрацию к инновационной технологии под вывеской «укрупнение»?

Пожалуйста. Только эта иллюстрация напоминает грустный анекдот.

Приходит директор теперь уже не школы, а укрупнённой структуры, в дошкольное столичное ГОУ. Делает своего рода первичный осмотр. Ходит, смотрит, всему радуется, всем восхищается, хвалит коллег, которые отныне переходят к нему в служебное подчинение. Я и не знал, что в детском саду может быть так замечательно поставлена работа! В глубине души директор, видимо, всё-таки задаёт себе вопрос: а зачем я тут нужен, в этом замечательном царстве дошколят? И вот заходит в музыкальный зал. Как известно, музыкальный зал – это лицо дошкольного учреждения. Директор в восторге: это надо же, какое место идеальное! И тут его осеняет. Всё, придумал, зачем я здесь нужен. В школе не хватает помещений, поэтому мы здесь будем проводить занятия по дополнительному образованию с нашими школьниками!

Но позвольте, возражают опешившие педагоги детского сада, а как же наши малыши? Ведь занятия в музыкальном зале расписаны по часам и минутам. Одна группа уходит, тут же приходит следующая.

Ну и что, подумаешь, малыши, властно отвечает директор объединённой структуры. Мы теперь одно целое, поэтому малыши пусть погуляют!

Как правило, именно такое – абсолютное! – непонимание целей и задач дошкольного воспитания демонстрируется новоиспечёнными руководителями новоиспечённых структур на практике.

Второе.

Многие понимают, что такое объединение-укрупнение закономерно приведёт к некоторой безработице. Ладно, пусть отвечающая за всё заведующая детским садом останется теперь завучем по дошкольной работе. Но в эту инновацию не вписываются старшие воспитатели, которые, имея собственный опыт работы с детьми, как правило, выступают вдумчивыми и последовательными методистами, мудрыми советчиками и наставниками для молодых кадров.

Третье, едва ли не самое главное.

Под сокращение попадают детсадовские повара. Всё, что варилось и готовилось на месте, и подавалось детям из детсадовской кухни, теперь будет доставляться откуда-то неким обобщённым общепитом.

А по морозу?

Ведь всё остынет, пока довезут.

А по жаре?

Каким-таким «фаст-фудом» собираются потчевать наших детей и внуков?

Судя по обращениям в редакцию газеты «Президент», есть ещё и четвёртое, и пятое, и шестое, и седьмое.

Но, удивительное, дело. Люди, обращаясь в редакцию с наболевшим, тут же оговаривают условия «сотрудничества»: я вам всё расскажу, но мою фамилию и мою должность вы не упоминайте. Потому что – мало ли что…

Где же ваше гражданское мужество, уважаемые наши педагоги?

Где же ваша смелость, милые родители, бабушки и дедушки? Ведь речь идёт о ваших детях и внуках!

Вот потому мы и не писали несколько месяцев об этой проблеме, что не имели возможности сослаться на кого-то конкретно.

И вот сегодня редакция получила своего рода комментарий по этой проблеме от человека, глубоко уважаемого в двухтысячном сообществе музыкальных руководителей детских садов.

Речь идёт о Светлане Ивановне Мерзляковой.

Она заслуженный учитель Российской Федерации, многие десятилетия своей жизни посвятила служению детям и работе с теми, кто занимается их эстетическим воспитанием и образованием.

Что ж, послушаем Светлану Ивановну.

– Впадаешь в отчаяние от того, что происходит. А происходит сознательное, целенаправленное разрушение того, что было, действовало и являлось предметом нашей отечественной гордости. Хорошо помню, как представители иностранных педагогических делегаций в один голос говорили о нашей работе с дошкольниками: «Берегите то, что у вас есть, ни в одной стране мира всего этого и близко нет!». Многое уже не сберегли, потеряли. Сердце кровью обливается, когда узнаёшь о запустении, разрушении, растаскивании по кирпичику тех замечательных дач, куда мы вывозили воспитанников детских садов каждое лето. И фактически – за символическую для родителей плату… Что касается нынешнего укрупнения, то здесь базовой площадкой эксперимента стал Южный округ Москвы. Первоначально была вполне гуманная установка: объединение садов со школами будет происходить по желанию. Но не тут-то было! Как только появились несогласные, из департамента сразу же поступили чёткие установки повсеместно подтверждать это «желание». Как правило, задним числом. С подписями всех членов коллектива. А вообще, надо признать, что из-за такой вот политики департамента, детские сады лихорадит все последние пять лет. Мне кажется, корни последней проблемы заключаются в следующем. Президент страны Путин дал указание повысить зарплаты учителям и воспитателям. На местах начали изыскивать средства за счёт сокращения кадров. В том числе и под видом инноваций. Когда, к примеру, в двух группах детского сада будут работать не четыре воспитателя, а три. И это – при увеличении числа воспитанников детских садов в Москве.

К тому, что сказала Светлана Ивановна Мерзлякова, могу добавить свои соображения.

Вот что для меня удивительно.

Деньги в стране находятся на всё, что хотите, только не на детей.

Глава Чечни Кадыров нашёл средства для фантастического, сказочного строительства в Грозном.

На новую комиссию по установлению межнационального мира запросили миллиард рублей. И ведь найдут с лёгкостью, как нашли пятнадцать миллиардов для проведения Дальневосточного саммита.

Президент Путин приезжал в Татарстан и сосчитать не смог, сколько мечетей там построено.

На переписывание истории, куда будут включены сведения о том, что бог создал человека, тоже деньги есть.

Только на детей и тех, кто призван с ними работать, тех, кто работает с ними по зову сердца, денег не хватает.

Помните лозунг? Всё лучшее детям.

Теперь у нас всё лучшее олигархам.

Которые ещё и в президенты метят.

А как же наши малыши?

А что малыши? Пусть погуляют.

Андрей Тюняев,

главный редактор газеты «Президент»

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (4)
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 150 дней со дня публикации.
  1. Виктория
    Виктория Гости 16 октября 2012 (11:26)

    От большинства педагоговдетских садов Южного округа (которых запугали как 1937г - что нельзя никуда писать и жаловаться) - огромное вам спасибо за такую умную и обоснованную статью.

  2. Олеся
    Олеся Гости 27 ноября 2012 (22:56)

    Полностью поддерживаю автора статьи. На самом деле вся "добровольная"  реорганизация происходит "насильно".
    Должно быть так и все!!!! Не согласны - пиши пропало, жди разнообразных проверок (не всегда по делу, просто так "докопаться") и всех недовольных наказать. 

    Задача Программы "Столичное образование 2012-2017" гласит - повысить качество образования!!!! Интересно - как оно повысится?  Разберем
    ся....
    Наша система дошкольного образования всегда считалась лучшей! А "новаторам" сверху все надо модернизировать!:
    Поваров - убрать! 
    медсестер - тоже (что им делать в саду, да еще целый день? Пойдут под детские поликлиники на зарплату 12 000. Хватит им.)
    Заведующим и старшим воспитателям тоже нечего делать в детских садах. 
    Завхозы - туда же!
    Младшие воспитатели тоже под вопросом. Чиновникам они кажутся просто уборщицами, а на самом деле они ПОМОЩНИКИ и полноценно участвуют в воспитании дошколят.
    Кто останется - воспитатели ! И то не известно, на долго ли, и на какую зарплату.?
    Все это , обещают нам будет только во благо детей. Вот тебе и повышение качества образования!!!!!!!
    ИННОВАЦИИ одним словом. Получится или не получится? Вы карабкайтесь а мы посмотрим, может еще что поменяем....
    Поменяли уже одни милицию в полицию - и что?

     

  3. Наталья
    Наталья Гости 28 ноября 2012 (09:25)

    Я полностью согласна с данной статьей. Все на самом деле очень страшно: когда проводили реорганизацию в Министерстве обороны, все наверху поддерживали, что все будет хорошо, выкинули военных, болеющих всем сердцем за армию, оставили только "рядовых, со всеми согласных "менеджеров", а теперь выход какой: уволить Сердюкова за то, что что-то пошло не так, а армии-то нет. Вот такое же ждет и Министерство образования: сейчас все будут (там, наверху) "поддерживать" реформу, а потом (уже заведомо знают) просто откажутся от реорганизации путем увольнения чиновников, и как всегда все вернется "на круги своя", а потом виноваты останутся люди на местах.

  4. Ольга
    Ольга Гости 14 декабря 2012 (08:41)

    Мы живем постоянно в эпоху реорганизаций и перемен. Время такое. А идея, наверно, неплохая для отстающих образовательных учреждений объединиться и стать лучше. А что делать тем, кто сам может выжить самостоятельно. Зачем им объединяться? Может стоит посмотреть, что будет в комплексах, которые только-только объединились. Грворят, что такие объедиения давно есть, но они единичны. А главное, что в них есть умный руководитель. А кто сказал, что при таком массовом объединии мы получим много умных руководителей? А не развалят ли они всё то, что создавалось годами? Ведь в погоне за большим, мы можем потерять "изюминку", малое, но очень ценное. Может всё таки постоять и оглянуться. Я не говорю, что всё надо оставить как есть, надо менять и самим меняться, но не гигантскими шагами, а "тише едешь, дальше будешь". Давайте посмотрим, как будут работать в дошкольных учреждениях медсестры из здравоохранения и много ли их теперь останется? Как повара справятся с задачей "комплексного питания", не потеряем ли мы качество7 А что приобретём? Как будут работать дошкольные отделения в комплексах? И что приобретут школы от такого объединения головную боль, приток дошольников за парты??? Давайте подумаем....

Редакция в лицах
Партнеры