» » Закон о культуре: как его писать без русского народа и идеологии государства? _ 1

Закон о культуре: как его писать без русского народа и идеологии государства? _ 1

11 январь 2018, Четверг
300
2

Редакция газеты «Президент» начинает дискуссию по Закону о культуре, который обязались начать творить деятели этой отрасли на заседании в Кремле 21 декабря Совета по культуре и искусству http://kremlin.ru/events/president/news/56456

Максим Горький, русский писатель: «Государство должно воспитать тысячи мастеров культуры, инженеров человеческих душ».

Культуру следует понимать лишь в связи с ее носителем, народом. Такая точка зрения целиком и полностью исходит из современной мировоззренческой парадигмы, которая определяет и социально-политическую парадигму общественных явлений. Эта социально-политическая парадигма исходит из принципа гуманизма, который при анализе общественных явлений означает единство субъекта и объекта, порождающих в совместном действии данное явление.

Следует согласиться с мнением Цискаридзе, мастера мирового балета и нынешнего директора Вагановского училища, высказанном на приеме у российской Верховной Власти, что в законе о культуре необходимо предусмотреть нормативное различие духовной и материальной сторон культуры.

Мастер заявил, что одновременно необходимо отметить, что духовная сторона главенствует над материальной культурой (ставок и должностных окладов «деятелей культуры»). По его словам, можно и нужно разработать правила деятельности в конкретной области культуры и типы культурного управления для каждой из них, нормативы труда работников и оплаты этого труда, а также поддерживать такие институции культуры, как Эрмитаж, Большой театр и другие.

Эти моменты относятся к материальной стороне культуры, к системе обеспечения культуры. Мастер балетной сцены отметил, что деградация культуры в России в настоящее время связана с пренебрежением к ее духовной, творческой стороне, как со стороны власти, так и со стороны «творческой интеллигенцией». Она проводит сегодня в жизнь «принцип Чубайса» применительно к сфере культуры, или конвертацию своего состояния, как прислужницы власти в деньги.

Цискаридзе отмечает, что закон о культуре должен определить отношения между деятелями культуры, с одной стороны, и обществом, и государством – с другой. По его словам, все выше перечисленные меры направлены на обеспечения эффективности главного назначения культуры – это противодействие порокам во всех сферах жизнедеятельности общества.

В этом проявляется духовная сторона культуры, которая также требует проявления творческого начала у так называемых деятелей культуры. В совместном своем действии указанные духовные и материальные факторы решают главную культурную задачу - это уважение к культурным традициям народа.

Кризис современной культуры в России, отмеченный выше выдающимся артистом балета Большого театра, касается ее и духовной и материальной сторон. Культура есть явление внутреннее и органическое: она захватывает самую глубину человеческой души и слагается на путях ее творческой интуиции на протяжении вековой социальной жизни людей. Этим она отличается от цивилизации, которая усваивается поверхностно и не требует всей полноты душевного участия, ограничиваясь внешним подчинением закону.

Поэтому народ может иметь древнюю и утонченную духовную культуру, но в вопросах цивилизационного развития (жилище, одежда, пути сообщения, промышленная техника, технологии и другое) являть картину первобытности. И обратно: народ может стоять на последней высоте техники, технологий и цивилизации, а в вопросах духовной культуры (нравственность, наука, искусство, политика и хозяйство) переживать ретроградные процессы упадка.

Традиции – основа культуры

Из этого различения ясно, какое значение имеет в истории культурного общества его традиции. Традиции вносят в культуру народа постоянный импульс самодвижения культуры. Субстанция культуры народа, ее естество, способствует формированию и сохранению культурных традиций.

Древнеримское общество сформировалось из отбросов и изгоев местных этнических обществ Лациума, не имевших в силу своего происхождения культурной традиции. Эклектичность древнеримской культуры ясно прослеживается от возникновения Рима в 753 году до н.э. до момента распада Западной Римской империи в 476 году н.э. Культурная аналогия древнеримского общества с современным американским обществом полная.

Американское общество несет те же родимые пятна своего происхождения из уникальной смеси уголовных преступников, религиозных сектантов и жертв общественного темперамента, высылаемых их Англии в Северную Америку по причине упразднения тюрем в метрополии.

Культурной традиции в обществе США не было, и она не могла сформироваться в силу атомарности местных сообществ, сохраняющейся по настоящее время. По этой причине, как и говорит Цискаридзе, США несут порок и нравственное разложение по странам и весям мира.

Таким образом, в культурной традиции внутреннее, духовное начало решает вопрос о достоинстве внешнего, вещественного явления. В западной культуре США внешняя прагматика задает направленность сознательному действию субъекта культуры; и эта прагматика определяется сугубо финансовым успехом того или иного начиная массовой культуры этой страны.

У народа с длительной культурной традицией нравственное состояние человека ценится не по его материальным последствиям и не по внешней пользе, из него проистекающей, но по внутреннему душевному состоянию человека, его переживающего.

Так, произведение искусства художественно не тогда, когда «эффектна» и «оригинальна» его эстетическая канва (по словам Цискаридзе, например, когда на сцене Большого театра появляются артисты балета «с голым задом»), но тогда, когда оно верно своему духовному предмету (какому духовному предмету может соответствовать голый зад в балете Большого театра?).

Внешняя точность научного описания есть лишь только начало истинного знания. Так, закон и государство верны своему общественному идеалу, именно, там и только там, где на высоте пребывают общественное сознание людей и жизненность устоявшихся традиций народа.

В этом случае все хозяйственные вопросы и затруднения решаются изнутри, посредством воспитания культурной традиции народа, а не внешним путем – посредством судопроизводства и правоприменительной практики, то есть насильственно. Культура творится изнутри, а не через принятие какого-либо закона; она есть создание духа народа. Именно, дух выступает творящей причиной всего нового, что требует бытие народной жизни; создание нового и есть творчество, культурное творчество.

При этом культурное творчество нового сразу противопоставляется уже известным порокам, отвлеченному от реальной жизни рассудку, холодному воображению, земной похоти и корыстолюбию. Мысль, движимая творческим духовным импульсом, становится силой разума, прилепляется к познаваемому предмету и дает настоящее знание о человеке, которому свойственно всё человеческое, включая и названные выше его негативные «способности».

Воля, рожденная в подлинном духовном творческом акте, становится волей совести человека и оказывается источником настоящих героических поступков. Воображение творческого деятеля теряет свою холодность, перестает быть праздной и безразличной игрой и движется законами духа, а не финансовой прагматикой и сексуально-эмоциональной одержимостью.

Культура народа не может осуществляться без внутреннего духовного творчества, и она безразлична к внешним атрибутам «искусства ради искусства».

Такая культурная традиция народа определяет все социальные явления общества – от любви к родине, к нации к главе государства до элементарных хозяйственных действий и отношений к другим людям. Такое сердечное созерцание к окружающему миру людей и явлений природы и общества и составляет культурную традицию народа, основу его современной культуры.

Сила этого созерцания позволяет совершать высшие синтезы в науке, она творит художественное искусство, ею совершается акт нравственной совести в повседневной жизни, из неё вырастает естественно-правовая интуиция (естественное право, включая право международное), ею руководились все великие реформаторы государства и хозяйства.

И если, как в современной России, мы наблюдем отсутствие всех этих признаков здоровой общественной жизни, то российское общество лишено сегодня силы сердечного созерцания мира в лице его политических лидеров, от которых такой импульс идет вниз, на все слои общества.

Закон о культуре не может исправить сложившейся негативной ситуации в обществе и народе.

Государству следует поначалу наладить здоровый образ жизнедеятельности общества и составляющих его людей. Лагерный распорядок жизни в современной России, когда громадное большинство ее населения озабочено лишь выполнением какой-либо работы и получением за нее куска хлеба не способствует оздоровлению культуры в обществе, как и самого общества и самого народа.

В таком обществе и в таком народе начинают преобладать формализм и механичность, слепое принуждение к исполнению буквы закона. Формализм начинает искажать все, во что он внедряется. От него мертвеют культурные основы народной жизни, угасают науки и искусства, вырождаются государственное управление и суд; становится не жизненной и формальная мораль. Все эти негативные явления общественной жизни пышно цветут в современной России. Формализм не благоприятен и для воспитания подрастающего поколения и для преподавания и службы.

В современной России на основе формального похода к жизни и творчеству людей происходит глубокий кризис семьи и семейных отношений, примеры чему ежедневно преподносятся в СМИ: рост наркоманий и алкоголизма, несравнимое ни с одной страной мира количество абортов (около 2,5 млн.) в год, вербовка подростков тайными сектами и террористическими и преступными организациями и другое.

Формализация культурных традиций народа свидетельствует о вырождении духа нации или намеренном стремлении властей предержащих к этому.

Народу свойственны искренние формы жизни. Народ хочет быть, а не казаться. Ему изначально заповедана свобода, а не закон и формализм закона, а потому законность вне духа и свободы, под ярмом закона и законников, не трогает чувства народа, и он равнодушен и к такой власти и к такому режиму.

Гениальный Пушкин верно подметил это качество русского народе в драме «Борис Годунов». Драма заканчивается следующими словами: «Кремль. Дом Борисов. Стража у крыльца. Отворяются двери. Мосальский появляется на крыльце. Мосальский: «Народ! Мария Годунова и сын ее Федор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы». – Народ в ужасе молчит. – «Что ж вы молчите? Кричите: да здравствует царь Дмитрий Иванович!» – Народ безмолвствует. Конец» (Слово «безмолвствует» выделено в тексте драмы самим А.С. Пушкиным).

Запад настаивает на том, что нечто подобное происходит в современной России, где так называемая властвующая элита настолько привыкла распоряжаться властью и приросла к ней, что никак не может с нею расстаться.

Современная ситуация на политическом Олимпе России аналогично той, что имела место в Кремле 35 лет назад, когда Л.И. Брежнев просил тогдашнюю «элиту» отпустить его с миром в отставку, но его сотоварищи не отпустили. Что из того вышло мы все знаем…

Продолжение следует…

А.А. Зворыкин

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (2)
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 150 дней со дня публикации.
  1. Макрон12
    Макрон12 Гости 13 января 2018 (06:15)

    Во всех нац республиках РФ уже созданы ВСН механизмы зашиты местных культур. Например, Пермский край и Екатеринбург - русские, по сути, стали столицами еврейской ереси. В Москве все театры и сцены захвачены еврейским местечковым искусством. Тоже - на ТВ и, в кино России. В США толерантные евреи убили белых в кино и на сцене. Новый Закон призван это оставить на всегда. В Большом Театре в труппе одни нацмены и педерасты.  Редакция правильно подняла тему…

  2. Звездный Странник
    Звездный Странник Гости 13 января 2018 (09:22)

    Предуралье будет скоро затоплено за свое предатешльство.

Редакция в лицах
Партнеры