» » Астрономическая традиция букв и рун

Астрономическая традиция букв и рун

24 июль 2015, Пятница
498
0

Первым толчком к образованию письменных знаков стало применение их в фиксации календарно-астрономического знания. По времени это уходит в глубины десятков тысячелетий (примерно в 30-е тысячелетие до н.э.). Территориально астрономические знания всегда были привязаны к Русской равнине (например, археологический памятник Сунгирь).

После осознания информационной силы знаков, наносимых на вещи или иные поверхности, человек стал использовать символы в качестве указателей принадлежности, которые помещал на своё оружие и свои предметы быта и т.п. Далее знаки стали обозначать не только конкретного человека, но и весь его род. Параллельно этот же путь проходили календарно-астрономические знаки. В мезолите Древней Руси, когда система астрономических представлений была уже сформирована и система русских богов – созвездий тоже, эти символы стали обозначать конкретных богов и персонажей астрального мифа, а также роды отдельных, наиболее архаичных персонажей.

Наиболее вероятным, на наш взгляд, местом, где сформировалась астрономическо-календарная символическая письменность, является Русская равнина. И этот вывод мы вынуждены сделать из тех соображений, что только на Русской равнине открыты места поселений человека современного вида, датированные верхним палеолитом и мезолитом. На других территориях такого нет. А вот с неолита, с круга культур крашеной керамики, когда современные люди – европеоиды – стали расселяться из пределов Русской равнины по всему миру, и когда начали формироваться древние торговые пути, вот тогда астрономическо-календарные символы, уже использовавшиеся и для обозначения личных и родовых вещей, стали распространяться по Евразии.

Следует отметить обстоятельство, особенно важное не только для письма, но и для языков. Когда мы исследуем время неолита, особенно начальную его фазу – около 8 – 7-го тыс. до н.э., – мы должны отдавать себе отчёт, что это как раз то время, когда зародились все макросемьи языков. До этого времени в регионах не существовало не только никакого письма, но и не было никаких языков – потому что не было носителей этих языков (мы не рассматриваем сейчас бесписьменных аборигенов Африки).

Поэтому с системной точки зрения, в самом начале неолита совпадает сразу несколько событий – 1) расселение европеоидов и формирование ими культур крашеной керамики, 2) формирование на этой основе макросемей языков, 3) формирование на этой же основе торговых путей, 4) распространение по этим путям и с этими носителями знаний календарно-астрономического характера, сопровождающихся использованием системы однотипных знаков и символов. Центром такого распространения являлась Русская равнина.

В бронзовом веке в регионах Афганистана, Индии, Юго-Восточной Азии и в некоторых других стали активно идти процессы метисации европеоидом с местными формами палеоантропов. В результате в конце бронзового века в пределах Северной Индии и Афганистана сформировались семиты, а в железном веке в Центральной Азии стали формироваться тюрки. И семиты, и позже тюрки естественным образом заимствовали символику древних систем европеоидного письма, дополнив их специфическими знаками, необходимыми для отображения нужд своих языков.

В это время письмо начинает обслуживать не только языки индоевропейской семьи, но и семитские и тюркские. Тем более что у обоих последних основа языка индоевропейская, только искажения языка вызваны влиянием палеоэлемента. Именно поэтому в бронзовом веке и встречается такой феномен: древнее письмо обслуживало исключительно индоевропейские языки и вдруг оно начинает обслуживать арамейский, который заявлен, как язык семитический.

К концу железного века – началу раннего средневековья региональные системы письма приняли стабильные формы. Отсутствие системного взгляда на историю возникновения письма породило вымыслы о существовании раздельных линий – букв алфавита и рун футарка (и т.п. рун). Для формирования различных систем письма не существовало никаких условий – единство цивилизации неолита – бронзового века – железного века поддерживалось общим происхождением цивилизованных народов – из Русской равнины.

На рис. 1 дано сопоставление символов (знаков) разных систем письма. Первый столбец слева – греческий алфавит. Он известен с 8-го в. до н.э. Второй столбец – система письма, использовавшегося в Карии и известная с того же времени, что и греческий алфавит (то есть с 8-го в. до н.э.). Третий столбец – германские руны, известные с более позднего времени – с 1-го в. н.э. Четвёртый столбец – протосинайское письмо, известное с 19 в. до н.э. Пятый столбец – финикийское письмо, известное с 15-го века до н.э. И, наконец, русское письмо, известное, как утверждается прохристианской наукой, с 10-го века н.э.


Рис. 1. Сопоставление символов разных систем письма.

Первое, что бросается в глаза при анализе этого рисунка, так это то, что так называемые руны – это ничто иное как обычный алфавит, в котором изменён порядок следования символов. Поэтому если символы «футарка» (название системы рун, данное по первым шести из них) расставить в той же последовательности, что и символы «алфавита» (название системы букв, данное по первым двум), то получится «ансузберкана» (по названиям первых двух символов: «Ансуз» – четвёртая руна футарка, название руны происходит от слова Асы; «Беркана» – восемнадцатая древнескандинавская руна германского алфавита, название руны означает «берёза», «берёзовая ветка»). Это название столь же правомерно, как названия «АЗБУКА» или «АЛФАВИТ».

Но главное, при таком построении, если сравнивать этимологии названий букв и рун, получится греч. АЛЬПА (гора) + ЖИЗНЬ (вита); герм. АС + БЕРЁЗА; русск. АЗ + БУК.

В южных странах материалом для письма служил камень. Во многом поэтому до нас дошли письменные источники Греции, Ближнего Востока и других государств этого региона. В Риме, кроме камня, использовались свинцовые пластины. На Руси основой для письма служили деревянные дощечки. Обычно использовался бук (как, например, для написания Велесовой книги). Но иногда использовалась и липа (как, например, для написания Новгородской псалтыри). Выбор дерева отдавался на откуп мастеру, изготавливавшему такую дощечку или церу. С понятием «дерево» ассоциирует и греческое «вита» – это следует из обозначения Дерева жизни.

Вопреки семитическим толкователям, приводящим название первой буквы «А» к понятию «глаз», мы убеждены, что её название – АС или АЗ – восходит к понятию «ОСЬ». Но это понятие не всегда относится к самой оси, ко всей её протяжённости. Чаще понятие АС относится к краю оси. Этот край, согласно мифологии, выходит в Центре Мира, где располагается высочайшая гора – Гора Мира, на которой растёт Дерево Жизни и находится город богов Ас Гард. Поэтому символ буквы «А» является геометрическим изображением горы. Отсюда расшифровывается и название первой греческой буквы – альфы. Через её написание – alpha – и такие понятия, как «альпинизм» и «Альпы» можно утверждать, что название буквы обозначает вершину или гору.

В итоге мы приходим к тому, что АзБука, или АсБерёза, или Ось(дерева)жизни – это названия систем письма, при которых черты и резы (асы или азы) наносились на Дерево жизни. Как тут не вспомнить черноризца Храбра с его утверждением, что русские и до христиан имели «черты и резы» и ими гадали. Гадали в данном случае – узнавали будущее (угадывали) по календарю (году). Сюда же относится укр. годувати – кормить, ведь знание календаря буквально кормило русского человека весь год.

Обращаясь к этимологии другого названия системы письма – БУКВАРЬ. Обнаруживаем следующее. Первоначально здесь с помощью суффикса множественности -ВА- от множественного числа БУКЫ, или БУКИ образовано слово БУКВА (множ. ч., так же, как листы – листва, москы – Москва, литы – Литва и т.д.), которое обозначает письмо во всём его множестве проявлений. А потом от слова БУКВА с помощью суффикса -АРЬ образовано слово БУКВАРЬ. Есть ещё один вариант перевода слова БУКВАРЬ: БУК – «буква, письмо, описание»; ВАРА – «созвездие», то есть БУКВАРЬ – «описание созвездий». Такой перевод ближе к реальности.

То есть в итоге получаем: слово «буква» имеет собирательное множественное значение и обозначает совокупность букв, то есть саму систему письма. Именно поэтому и сейчас ещё сохранилось древнее «согласно букве закона», то есть согласно написанному (тексту). Или сохранившееся понятие «буквально», которое тоже отправляет к тому, что написано, вплоть до отдельной буквы.

Словарь древнерусского языка даёт нам следующее. «Бука – шум, смятение, бучить – производить звук, отсюда бучель – русск. шмель (арх.), буча – шум (курск.), бучить – реветь, мычать, жужжать (курск.), бука – то же, что букашка». Аналогичны значения того же корня и в славянских языках и даже в латинском. Например, bucina – витая труба, рог, сигнальный горн (пастуший, охотничий и пр.); сигнальная труба полководца; горн для подачи сигналов к смене караулов, а būcinātor, соответственно, трубач, горнист, но также и разгласитель, распространитель. Глагол bucino обозначает «трубить, давать сигнал».

Сюда же следует отнести и «бубен», а также «бить», то есть производить сигнал (звук, сообщение). В этой связи тот же словарь сообщает, «так как звуки "у" и "ы" родственны, то можно допустить, что и наши слова "бык" и "мычать" (последнее с заменою "б" звуком "м") одного корня со словом "бука"». Отсюда идут две интересные параллели.

Первая – лат. «bubalus», то есть «буйвол». При консонантной записи (одними согласными) получаем BBL, то есть «biblus», «biblia» – всё это разные огласовки слова «БИБЛИЯ», то есть «сообщение», «текст». Сюда же относится и слово «babilon», обозначающее название города Вавилон и одновременно некие завитки – «вавилоны». Которые, как мы теперь понимаем, являются буквами. А название города Вавилон означает буквально – «БИБЛИОтека», или «Город текстов», или «Город свитков» (вавилонов). Напомним, что и АВЕСТА (А+Беста) была написана на воловьих шкурах, свитых в рулоны.

Вторая параллель приводит нас вот к чему. У ряда тюркоязычных народов существует народный героический эпос. Он называется «Алпамыш» (у узбеков), «Алпамыс» (у казахов и каракалпаков), «Алып-Манаш» (у горноалтайцев), «Алпамыша и Барсын-хылуу» (у башкир), сказка «Алпамша» (у казанских татар и у таджиков). Это цикл среднеазиатских эпических сказаний о богатыре Алпамыше. Все версии сходны по сюжету. Наиболее обширный вариант сказания об Алпамыше записан от узбекского сказителя Фазила Юлдаш-оглы (14 тыс. стихов).

Композиционно этот эпос делится на части: 1) поездка Алпамыша за невестой, состязание его с женихами-соперниками, женитьба героев; 2) поход Алпамыша против калмыкского правителя-насильника Тайчахана, семилетнее пребывание богатыря в темнице и победное возвращение на родину. Основная идея эпоса – борьба народа за независимость, утверждение справедливой и мирной жизни, высоких человеческих идеалов.

Эти сведения мы почерпнули из (БСЭ). Однако другие интересные факты дал нам список литературы к процитированной словарной статье. В нём указано, что текст Алып-Манаш взят из книги «Улагашев Н.У., Алтай-Бучай. Ойратский героический эпос, Новосибирск, 1941».

Если сравнить первую часть названия эпоса – Альпа – Алып – Алтай, – то мы без труда идентифицируем эту часть слова с первой частью названия «alpha», то есть «Альфа». Сравнивая вторую часть названия эпоса – мыш – мыс – Манаш – мыша – мша – Бучай, – мы обращаем внимание на две особенности. Сначала на слово «Бучай», аналогичное вышерассмотренному русск. «бучать», а следом обратим внимание на слова, начинающиеся на «м», но которая, как мы узнали выше, ранее была звуком «б», и получаем серию слов – быш – быс – банаш – быша – бша – Бучай, в которой легко узнаётся знакомое нам «бет», или «бита» (вита), или «быт» (обитель).

В целом же получается, что узбекское «Алпамыш» то же самое что и греческое «Alphabet», или русское «Алфавит».

Краткий сюжет Алпамыша таков. В среднеазиатских версиях (включая башкирскую, казанско-татарскую и алтайскую версии) по воле бога-дивана, у до того бездетного главы племени кунграт (Унгират, Qonyrat, Қонырат) рождается Алпамыш, которого бог наделяет неуязвимостью. С колыбели Алпамыш обручён с красавицей Барчин. Отец Барчин после ссоры с отцом Алпамыша уходит со своим родом в страну калмыков, там местные богатыри пытаются завладеть его дочерью. Алпамыш отправляется за невестой. Победив соперников, он женится на Барчин и увозит её на родину. Потом Алпамыш пытается вызволить у калмыков тестя, но попадает в плен и семь лет проводит в подземной темнице. Бежав из заточения, Алпамыш возвращается домой, где узнаёт, что новый правитель вверг его семью в нищету, а Барчин женит на себе. Никем не узнанный, Алпамыш приходит на свадебный пир. Там он оказывается единственным, кто смог натянуть богатырский лук Алпамыша, и побеждает в состязаниях по стрельбе. Люди узнают Алпамыша, и все вместе истребляют врагов.

Практически каждый народ на Земле имеет такую сказку в своём эпосе. Мифологи напрасно привязывают её содержание к тюркам и, более того, совершенно напрасно пытаются отыскать в этой сказке описание реальной жизни кочевников. Сюжет этой сказки (эпоса) имеет астральный (астрономический) характер – поэтому-то он и вызубрен всеми народами.

В алтайской сказке «Алып-Манаш» герой наделён чертами шамана, а страна, в которую он направляется за невестой, – признаками потустороннего мира, лежащего за водным рубежом царства мёртвых. Вспомним греческую реки Стикс, Ахеронт, Лета или русскую реку Смородину. Эпизод с появлением Алпамыша на свадьбе и то, как он удачно натянул свой же лук, находит параллели в азиатской Гэсэриаде или в гомеровской «Одиссее». Те же мифологемы находим и в русском эпосе: Дажьбог женился на Марене, к которой сватался Кощей, и с которым Дажьбог бился.

Этот астральный миф не имеет ничего общего с реальной жизнью народов. Он полностью предназначен для передачи астрономических знаний. Примерно так же, как это делает и миф об охотнике, добывающем сведения о фазанах. Вот текст этого «мифа»: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Этот миф известен повсеместно. И он не имеет к охоте никакого отношения. Он просто позволяет запомнить последовательность цветов в радуге (по первым буквам слов «мифа» – акростиха).

Точно так же мифы, аналогичные «Алпамышу», «Одессее», «Золотому руну», «Песням птицы Гамаюн», были предназначены для запоминания последовательности созвездий, каждое из которых было ассоциировано с тем или иным персонажем – богом, героем, великаном,

А вот как в русской исконной версии был сотворён мир и наиболее древние русские боги. «До рождения света белого тьмой кромешною был окутан мир. Был во тьме лишь Род – прародитель наш (русских – авт.). Род – родник вселенной, да отец богов. Был вначале Род заключен в яйце, был он семенем непророщенным, был он почкою нераскрывшейся. Но конец пришел заточению, Род родил Любовь – Ладу-матушку. …Долго мучился Род, долго тужился. И родил он царство небесное, А под ним создал поднебесное. Пуповину разрезал радугой, отделил Океан – море синее от небесных вод твердью каменной. Род родил затем Землю-матушку, и ушла Земля в бездну темную, в Океане она схоронилась. Солнце вышло тогда из лица его – самого Рода небесного, прародителя и отца богов! Месяц светлый – из груди его. Звезды частые – из очей его… Род родил Сварога небесного и вдохнул в него свой могучий дух… Путь Свaрог стал Солнцу прокладывать по небесному своду синему… …Не заметил лишь Землю-матушку. – Ты не знаешь ли, где Земля лежит? – Стал пытать Сварог серу уточку. … – По велению Рода небесного, по хотенью-желанию сварожьему, Землю ты добудь из глубин морских! Ничего не сказала уточка, в Океан-море нырнула и три года в пучине скрывалась. Как срок кончился – поднялась со дна. В клюве горсть земли принесла она. Взял Свaрог горсть земли, стал в ладонях мять. – Обогрей-ка, Красно Солнышко, Освети-ка, Месяц светлый, подсобите, ветры буйные! Будем мы лепить из земли сырой Землю-матушку, мать кормилицу… А чтоб в море Земля не ушла опять, Род родил под ней Юшу мощного – Змея дивного, многосильного. Тяжела его доля – держать ему много тысяч лет Землю-матушку. Так была рождена Мать Сыра Земля. Так на Змее она упокоилась. Если Юша-Змей пошевелится – Мать Сыра Земля поворотится» [Песни птицы Гамаюн, клубок 1, стих 1.7 – 1.46].

Далее в русском эпосе рассматривают подробные события, связанные с другими богами-созвездиями. Аналогичные события имеются во всех эпосах. Это не удивительно, ибо корень всех этих астрономических знаний один – русский.

Третья буква русского алфавита «веди» в греческом не представлена. Обратим внимание на то, что во франц. vedette – «звезда» (видный актёр; знаменитость), итал. vedette – «звезда» (кино, телеэкрана, эстрады и т.п.), исп. vedette – «звезда» (знаменитая актриса), «кинозвезда», а также русс. ведать – «знать» и многочисленные обозначения звезды в разных языках. То есть третья буква русского алфавита – «веди» – обозначает звезду, видимую звезду, звезду знания. А четвёртая буква – «глаголь» – значит «говорить». Отсюда и имя птицы – Гамаюн, то есть говорящая (ср. русск. гам, гомон, греч. гамма). Эта птица рассказывает о будущем, гадает.

В этой связи интересна этимология названия картины В. М. Васнецова «Гамаюн, птица вещая» (1895 г.). Здесь мы имеем указания сразу на две буквы – «веди» и «глаголь». А общее направление рассказа, зашифрованного в акростихе русской Азбуки, такое: «Алатырь Буян Вещая Гамаюн…», где название острова Буян означает «Баяный» (сказочный, выдуманный – от глагола «баять», ср., например, рассказывать байки). Этого же корня и название второй буквы русской Азбуки – «Букы» = буквъвь = 1) буква; во мн. письмена; 2) наименование второй буквы азбуки; 3) во мн. писание, письмо (например, «Жена же его, напьсавши боукъви съ тъщанiемь призва и», – Жит. Фекл. 11 в.).

Подчеркнём, что весь этот объёмный этимологическо-мифологический анализ мы представили только для того, чтобы показать, что корень у названия всех систем письма один и тот же, и он уходит в глубину астрального эпоса – древнерусского астрономического описания. А у других народов, которые не знали сути этого эпоса и просто заимствовали его, звёздность пропала, оставив после себя не привязанную ни к чему обыденность в виде «сказаний» о «подвигах» «реальных» богатырей.

Таким образом, алфавит – азбука – алпамыш – вольга – бильгамеш – гильгамеш – одисея – эллиада – библия – всё это тексты астрономического содержания, в которых древние астрономы зафиксировали сказания об известных им созвездиях. Естественно, из ничего создавая и выдумывая свою «историю», евреи не смогли удержаться от того, чтобы не указать на связь письма с астрономией.

Поэтому, например, в Электронной еврейской энциклопедии 1976 – 2009 гг. мы находим и ценное для нашего исследования сообщение: «Каждая буква алфавита иврита имеет определенное числовое значение, и использование букв в качестве цифр частично сохраняется и в настоящее время, в основном для обозначения дней недели, дней еврейских месяцев, лет по еврейскому летосчислению (см. Календарь)». Вот, собственно, и, вероятно, правильное суждение о происхождении букв (кроме, конечно, иврита).

Различия в названиях письменных знаков вызваны разными к тому времени наименованиями аналогичных сущностей. То есть, например, буки – букли (завитки), бета – бабилоны (завитки) и руны – руно (завитки). Этимология знаков и систем письма, конечно, шире, поскольку она накапливалась тысячелетиями, но общая тенденция нами выявлена правильно.

Поскольку каждая буква или руна обозначала конкретное созвездие или астрономическое явление, то для лучшего запоминания символов систем письма была создана легенда, в которой описываются события, связанные с культурным героем – богатырём, мессией – и его подвигами и фрагментами его жизни. Так был создан русский «текстовый» эпос о богатыре Вольге (24 в. до н.э.), которые по торговым путям достиг Аккада (сказка о Гильгамеше, 24 в. до н.э.) и Шумера (сказка о Бильгамеше, 24 в. до н.э.).

Андрей Тюняев, президент Академии фундаментальных наук

Андрей Тюняев, Битва за мировой престол. Андрей Тюняев, Организмика. Трансформация. Русский Китай (экспорт цивилизации).  Тюняев А. А. Сказки из библиотеки Ивана Грозного.

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 150 дней со дня публикации.
Редакция в лицах
Партнеры