» » Фатих Сибагатуллин: Традиционный татарский ислам

Фатих Сибагатуллин: Традиционный татарский ислам

17 ноябрь 2016, Четверг
540
0

Интервью депутата Государственной Думы VII созыва Фатиха Сибагатуллина, опубликованное в номере № 3 (318) газеты «Президент» октябрь 2016 года (prezident-oktyabr.pdf ; «Фатих Сибагатуллин: Объединительная сила государства»), вызвало неподдельный интерес читателей. Особенно тех, кого интересует татарская религия и философия. Сегодня мы продолжаем беседу с учёным и государственным деятелем.

– Самым цивилизованным исламом в мире является традиционный татарский ислам. Основан на тенгрианстве. Традиционный – потому, что включает в себя все традиции татарского народа.

– Каковы главные особенности тенгрианства и традиционного татарского ислама?

– Традиционный татарский ислам включает в себя 10 основных правил тенгрианства. До этого 3,5 тысячи лет тому назад было многобожье – язычество. У тенгрианства была несовершенность, не было посредника между Богом и верующими. Каждый в душе был обязан верить в Небесного Бога и молиться, соблюдать правила самостоятельно. Мужское начало в тенгрианстве – Небесный Бог Тенгре. А женское начало – Умай (Природа, Земля, вода, экология). Великий историк Гумилев в своих трудах писал однозначно о тенгрианстве, о том, что тенгрианство вполне сформированная религия (единобожие).

– Насколько глубоки корни тенгрианства в татарской традиции?

– Мои предки тоже поклонялись Тенгре, говорили не Алла, а Ходай. И сегодня у татар в стихах, песнях, поговорках, фольклоре, пожеланиях в 80 процентах случаев употребляется термин Ходай. Раз мои предки употребляли, молились в него, великий Гумилев подтверждал, к первой религии единобожия должны быть правила, описанные в виде Тора, Библии, Корана. Что можно, а что нельзя. Правила были написаны на рунической письменности. Их ликвидировали верующие в главу пророков вновь созданных религий: Иудаизм, Христианство, Ислам.

– Руническое письмо – это интересно. Есть ли о нём сведения?

– По данным русского историка в Петербурге была очень большая, многоэтажная библиотека на руническом письме о тенгрианстве. Библиотеку сожгли с книгами вместе. Я интересовался тенгрианством с детства, искал правила религии первого единобожья. А нашел у саха (якуты) в 2013 году.

– Какие же правила?

– При тенграизме положено строго соблюдать следующие правила. Первое – человек рождается безгрешным, должен быть свободным. Рабство исключается. В народах, где исповедовали тенгрианство, не было рабовладельческого строя. То есть от Волги до Енисея не было рабства, Тенгре не позволял.

Второе правило – при тенграизме человека бог творит и только бог имеет право забрать душу. Третье – главная обязанность человека рожать, оставлять после себя потомков. Четвёртое – грехи, совершенные человеком, не могут замаливаться другим человеком. Если грешник осознав свою грешность, встав на истинный путь будет молиться всю оставшуюся жизнь, грехи могут уменьшаться. Но не в коем случае не будут списываться полностью. Полностью грехи человека может прощать только всевышний Тенгре.

– Вы сказали, грехи, совершенные человеком, не могут замаливаться другим человеком. Даже священнослужителями?

– Не только попом, муллой, даже папой Римским! Пятое правило – в тенгрианстве накопительство запрещалось, считалось великим грехом. Вот почему не ищут золота чингизидов. Они боялись Тенгре и не накапливали. Соблюдали правило, принцип «Потребляй, сколько хочешь, остальное раздай».

– Вы можете назвать примерный возраст тенгрианства?

– Тенгрианская религия была той изначальной древней религией, которой пользовались все создатели новых мировых религий в последующем старорусское православие, которое 700 лет назад создал Сергий Радонежский. Он 60 процентов правил принял от тенгрианства, в том числе о греховности накопительства. Вот почему все до единого меценаты на Руси были старообрядцами. А среди исповедующих троеперстие нет ни одного мецената.

– Очень интересные правила! И результаты интересные.

– Шестое правило – не нарушать экологию, беречь, гармония с природой. Седьмое – любить Родину, родную землю, быть патриотом. Любить родителей, особенно маму, детей, уважать старших. Восьмое – руководителя избрать самого способного, независимого от происхождения, но обязательно местного.

– Это очень важно, в противном случае варяг выскребет всё имущество Родины и сделает так, что бы и Родины не осталось.

– Девятое правило – особая роль женщины в государстве, обществе. Десятое – самое главное нравственность, толерантность, патриотизм, коллективизм. Духовность – главный показатель человека, а не материальное благо! В тенгрианстве духовная пища всегда была выше пищи телесной. С развитием цивилизации совершенствовался традиционный татарский ислам.

– Что принял татарский ислам от арабов?

– От арабского ислама был принят намаз, очень полезный для здоровья: во-первых, 5 раз в сутки физзарядка, во-вторых, медитация, отдыхает головной мозг во время намаза. А самое интересное, приняли от язычества Шамана (ша – «умный», ман – «мужчина») и назвали муллой (мулла). Муллу обязали обучать детей махаллы дать начальное образование. Учебное заведение назвали Мактаб. В 1917 года самыми образованными были татары. Потом только читать намаз, проповедь в мечети арабского ислама муллы нет. В татарском исламе никах читает мулла. Обязательное условие, чтобы на никахе присутствовали родители, родственники с обеих сторон. А арабский никах может читать любой араб в присутствии жениха и невесты и два свидетеля. Самое главное это МАХР, за сколько покупаешь женщину, жену. Я дважды женат и два раза нам мулла читал никах у меня никто ни копейки, ни рубля МАХР не просил за это, за жену.

– Оплата? Выкуп? Разве, когда берёшь жену, это важно?

– В татарском исламе женитьба святое, поэтому не за деньги, а по любви. При разводе арабский ислам муж говорит три раза талак, талак, талак и тут же женщина оказывается на улице. Ей не положено ни имущество, ни дети. Женщина рожает детей, как объект, только для отца. А в татарском исламе дети являются плодом любви отца и матери. При разводе – предпочтение отдаётся матери. В отношении имущества при разводе татарский ислам отдает предпочтение, одобряет, если мужчина все совместное имущество оставляет жене. А детей независимо ни от кого обязан содержать. Вот почему мужчина араб одевается в белое, а женщина – мать в черное. А у татар наоборот.

– Есть ли различия между арабским и татарским исламом?

– В традиционном татарском исламе есть два правила, присущие только татарам. Первое – Рай для ребенка (сына, дочери) находится под стопой матери. Второе – береги, почитай, уважай живых, не забывай, почитай покойных, исәннәрнең кадерен бел, улгәннәр кабер бел (посещай могилы, читай молитвы – поминать три дня, семь дней, сорок дней и годовщину). На кладбище необходимо возложить живые цветы – к надгробным памятникам на могиле. А у арабов могилы безымянные, зачастую их вообще нет.

– Насчёт алкоголя разные ли позиции?

– Это очень интересное различие: по арабскому исламу пить алкоголь или вино можно, только не опьяней. А по татарскому исламу пить алкоголь запрещено, даже капли брать в рот нельзя! Харам.

– Острый вопрос – богатство…

– В татарском исламе поощряется обогащение только через труд, как при тенграизме. Не жди чудо, как в некоторых религиях, а трудись. В традиционном татарском исламе пропагандируется толерантность, уважение ко всем религиям и конфессиям, а также национальностям. Сегодня цивилизованная часть арабского мусульманского мира, особенно женщины, хотят реформы до уровня традиционного татарского ислама. Женщины хотят снять паранжу, а у татар никогда её не одевали, водить машины, в конце концов, быть родной матерью для своих детей.

– Это очень важные моменты. Они, видимо, не могут быть решены легко?

– Вот поэтому ваххабиты хотят внедрить в Татарстане и в целом в татарском исламе порядки арабского ислама полуторатысячелетней давности. Их задача состоит не в том, чтобы склонить в свою сторону максимум 1,5 – 2 млн. татар – мусульман. Такое положение миллиардному мусульманскому миру капля в море. Самое главное для них сдерживать как можно дольше старые арабские порядки. Вот почему не жалеют ни средств, ни безвинных человеческих жизней.

– Давно идёт такое противостояние?

– В истории ислама была первая попытка внести порядки арабского ислама – в 922 году. Представитель Багдада (центр Халифата) Ибен Фадлан приехал Волжско-Камскую Булгарию по приглашению Булгарского хана Алмуша. До этого в Волжской Булгарии 200 лет мирно существовали три религии: иудаизм, ислам (татарский), православие. Чтобы ислам объявить государственной религией особой необходимости не было. Была необходимость смягчить давление хазарского каганата. Волжская Булгария была в составе Хазарского каганата. Ибен Фадлан пришел и уехал, а традиционный татарский ислам как был, так и остался со своими правилами, никаких подражаний арабскому исламу не было и до сих пор нет.

Традиционный татарский ислам считается по религиозно-правому учению, школе – ханафитский. Это тоже сомнительно. Потому что в Афганистане тоже ханафитский мазхаб. А разница в религии ислама афганцев и татар – небо и земля.

– Каково влияние ваххабитов в Татарстане?

– В Татарстане влияние ваххабитов незначительное, но наблюдается появление бородатых мужчин, в хиджабе девушки, женщины. Это все из-за незнания, безграмотности. Вот почему нужна строящаяся Академия ислама. Мужчины подражают бородатым арабам, которые в 7 – 17 веках бороды носили, потому что не было ножниц и тем более не было лезвий для бритья.

– А зачем женщины носят хиджаб, ведь им бритвы и ножницы не нужны?

– Женщины носят плотно прилегающий платок и сверху хиджаб вот почему. В древности еврейки, выходя замуж, головы брили. Жаркий климат, воды нет или очень мало, волосатый народ, в замужестве, кроме мужа никто бритую голову не видит. А хиджаб вообще мужская одежда, чтобы прятать голову, лицо, шею от пыльной бури в пустыне.

Женщины в традиционном татарском исламе намаз читают, в мечети ходят. Арабским женщинам запрещено ходить в мечеть и на кладбище. Среди ныне знакомых женщины, которые окутаны с ног до головы и читают намаз, правильно поступают, потому что у них очень много грехов. Я их сравниваю со своей, нашими матерями, которые в жару жнали хлеб, держа уразу. Всю жизнь жили только одним мужем, родили пят – шесть детей. Их вырастили, дали образование. Да они тысячу раз безгрешные, святые! По сравнению с этими, окутавшими хиджабами…

СПРАВКА:

  • Сибагатуллин Фатих Саубанович – депутат Государственной Думы ФС РФ V – VII созыва, представляет Республику Татарстан, советник президента Республики Абхазия по науке. Родился 1 мая 1950 года, окончил Казанский ветеринарный институт им. Н.Э. Баумана (1973), затем Саратовскую высшую партийную школу (1987) и Казанский государственный финансово-экономический институт (2005). Профессор, доктор ветеринарных наук. Экс-заместитель премьер-министра Татарии – министр сельского хозяйства и продовольствия. В 1966 году начал трудовой путь рабочим в совхозе «Ватан» Арского района. С 1973 по 1976 год – главный ветврач в совхозе «Бишнинский» в колхозе «Чапаев». С 1976 по 1980 год – председатель колхоза «Правда» Балтасинского района. С 1980 по 1983 год – второй секретарь Балтасинского райкома КПСС. С 1983 по 1984 год – председатель Арского райисполкома. С 1984 по 1990 год – первый секретарь Мамадышского райкома КПСС. С 1990 по 1991 год – председатель Мамадышского райсовета. С 1990 по 1995 год – министр сельского хозяйства и продовольствия РТ. С 1995 по 1996 год – заместитель Премьер-министра - министр сельского хозяйства и продовольствия РТ. С 1996 года – глава администрации Нурлатского района и города Нурлат. С 2000 по 2004 год – депутат Государственного Совета РТ второго созыва. С 2006 года – глава муниципального образования «Нурлатский муниципальный район». В декабре 2007 года был избран депутатом Государственной Думы пятого созыва, затем шестого созыва. Заслуженный работник сельского хозяйства РФ. Награждён орденами и медалями, среди которых орден Дружбы народов, орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, золотая медаль «За выдающиеся заслуги в агропромышленном комплексе России». Член Союза Писателей России, автор нескольких книг по истории народов и мировых религий. Любит лошадей. Женат. Имеет пятерых детей.

Андрей Тюняев, главный редактор газеты «Президент», twitter, vk

подписывайтесь на мой instagram andreytyunyaev

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 150 дней со дня публикации.
Редакция в лицах
Партнеры