» » Подшипниковый олигарх Савченко в Государственной думе

Подшипниковый олигарх Савченко в Государственной думе

30 ноябрь 2012, Пятница
66
0

Мы беседуем с генеральным директором ОАО «ВНИПП» (Всероссийский Научно-Исследовательский Институт Подшипниковой Промышленности) доктором технических наук, профессором  Черневским Леонидом Викторовичем.

 Черневский:

– Приведу исторический факт. Руководство страны в годы войны хорошо понимало значение подшипников, поэтому в 1943 году создало ВНИПП. Понимали это наши союзники и противник – гитлеровская Германия. Министр вооружений Шпеер, 20 лет проведший в Шпандау, в своих мемуарах вспоминает, что союзники в 1944 году начали, но не завершили бомбардировки немецких подшипниковых заводов и что «если бы в марте и апреле они действовали так же энергично, как в декабре и феврале, мы довольно скоро были бы вынуждены капитулировать, так как даже при увеличении общего объема производства вооружений на 16% с июня 1943 по апрель 1944 года создавшийся дефицит шарикоподшипников привел бы к прекращению выпуска танков, самолетов и другой боевой техники». Дело в том, что немцы воспользовались перерывом в налетах союзников и рассредоточили оборудование в штольнях, на других площадках. А у нас в РФ подшипниковая промышленность разрушается безо всяких бомбардировок! 

Количество производимых подшипников уменьшилось по сравнению с 80-ми годами в десять раз! Более 70% подшипников общего назначения изготавливается с применением китайских комплектующих (в самом начале 90-х, наоборот, 70% экспортировалось), габариты современных отечественных подшипников общего назначения примерно вдвое больше габаритов подшипников передовых инофирм при одинаковом 90%-ном ресурсе, а 90%-ный ресурс ниже в восемь раз при тех же габаритах. Утрачено серийное производство высокотехнологичных подшипников самого высокого 2-го класса точности, малошумных с индексом «Ш8» и дру-гих. Острый дефицит подшипников для вертолетов составляет 35–40% позиций традиционной номенклатуры, а для самолетов семейства Сухой и МиГ — до 50%! 

Недопоставки подшипниковой продукции со стороны ОАО «ЕПК» ставят под угрозу выполнение гособоронзаказа и международных контрактов. А наличие монополии ЕПК (до 90% производимой продукции) ограничивает возможности разработки конкурентоспособных опор вращения при разработке современных вооружений и военной техники.

Офшорные руководители ЕПК ведут разрушительную деятельность на нашей «подшипниковой» территории. Они вносят самостоятельные, не согласованные со всеми потребителями изменения в отработанную десятилетиями конструкторскую и нормативную документацию, разрушают и ликвидируют целые заводы! 

Так был ликвидирован первенец нашей подшипниковой промышленности – Первый государственный подшипниковый завод (г. Москва), ставший собственностью ЕПК. В состав завода входил лучший цех по производству подшипников для вооружения и военной техники – цех точных подшипников ЦТП-3, оснащенный высокоточным оборудованием, а главное – в цехе работали опытные профессионалы. 

Сначала этот цех, расположенный в отдельном корпусе, был преобразован в Московский завод авиационных подшипников, затем в 2009 году ликвидирован, а помещения сданы в аренду. 

Теперь на месте завода «современные» ряды китайской продукции, рынок, новый «Черкизон». В ближайшее время ЕПК планирует закрыть на московской площадке последнее оставшееся производство крупногабаритных подшипников. Теперь понятно, откуда проблема дефицита? Это искусственный дефицит, создаваемый монополистом ЕПК и имеющий одну цель – значительное увеличение цен для потребителей, а значит, и на конечную военную продукцию. Отсутствует конкуренция, беспрепятственно уничтожается производство, в разы увеличиваются цены – прекрасный бизнес для российских господ, укрывшихся в офшорных зонах. Такого безобразия нет нигде в мире. И все это происходит при полном попустительстве Федеральной антимонопольной службы РФ под руководством г-на Артемьева. 

– Так все-таки, каким образом образовался монополист по производству специальных подшипников? Кто недосмотрел или кого надо «поблагодарить» за это?

 Черневский:

– Это «эффективная» работа ФАС РФ по «демонополизации рынка и созданию конкурентной среды», но с точностью до наоборот. Все эти проблемы были подняты в письме президента НО «Межреспубликанский Концерн Подшипник» Юрия Бубнова, которое было направлено в адрес Комитета по обороне и Комитета по безопасности и противодействию коррупции ГД РФ. Все проблемные вопросы были адресованы в том числе и руководителю ФАС Артемьеву. ФАС отреагировала «профессионально»: кто монополист? Где монополист? Мы монополиста не видим. 

Хотелось бы обратить внимание Артемьева, что его старательно дезинформируют (если он сам не вникает по долгу службы в эти вопросы), и порекомендовать ему прочитать запрос заместителя руководителя ФАС А.Г. Цыганова за № ЦА/13282 от 14.09.2005г. на имя заместителя руководителя Федерального агентства по промышленности И. Б. Гаривадского. Где ФАС запрашивает мнение ФАП о целесообразности продажи пакета акций «Завода авиационных подшипников ОАО «ЕПК». Сама ФАС пишет: «…после указанного приобретения ОАО «ЕПК» будет иметь долю на российском рынке около 80% производства спецподшипников... Учитывая необходимость обеспечения независимости авиапромышленности от иностранных производителей …прошу Вас высказать свое мнение и предложения по это-му вопросу». 

То есть ФАС прекрасно осознавала, что речь идет о создании монополии и разрушении конкурентной среды, а теперь делает вид, что этого не знает. Были еще запросы ФАС в адрес Заместителя Министра промышленности и энергетики А.Г.  Реуса за № АГ/10807 от 27.07.2005 (О заводах по производству подшипников) и, наконец, ФАС получила конкретный отрицательный ответ от ФАП № СП-2755/04 от 10.10.2005 г., а именно: «...75-80% общего объема подшипников, предназначенных для комплектации практически всех выпускаемых, проектируемых и ремонтируемых изделий авиационной, специальной и ракетно-космической техники, производится на ОАО «Завод авиационных подшипников» и на ОАО «Московский завод авиационных подшипников»… ФАП выражает озабо-ченность тем, что указанные заводы в значительной мере находятся под контролем иностранных компаний... 

Монополизация производства и присвоение ранее разработанной документации по специальным подшипникам ОАО «ЕПК», находящейся под контролем (по данным ФАС России!) английской и китайской (Гонконг) компаний, приведет к разрушению конкурентной среды... Вызывает так-же тревогу отсутствие контрольного пакета акций на ведущих подшипни-ковых заводах, обеспечивающих производство и комплектацию изделий авиационно-космической и специальной техники, а также позиция ФАС России по реализации частным лицам акций этих предприятий...» Главный вывод: «Учитывая вышеизложенное, Роспром считает нецелесообразным... дальнейшую реализацию пакета акций ОАО «ЗАП». Все предельно ясно и понятно.

– Получается, несмотря на отрицательную рекомендацию ФАП, ФАС принимает прямо противоположное решение, разрешает продажу пакета акций ОАО «ЗАП» и рождает монополиста?

 Черневский:

– Именно так. Остается только догадываться, почему ФАС так полюбила ЕПК, что приняла решение не в защиту рынка и создания конкурентной среды, а прямо противоположное – создала монополиста. Не потому ли, что в состав экспертного совета ФАС входит один из основных владельцев ОАО «ЕПК» депутат ГД Олег Савченко? 

Налицо явно ангажированное и вредное решение, в результате которого мы имеем сегодня вышеперечисленные проблемы.

Кстати, в ответ на обращение Ю. Бубнова разобраться, почему было принято такое решение, ФАС цинично попросила его доказать, что в лице 

ОАО «ЕПК» создана монополия в области производства спецподшипников. Не читают или не хотят читать собственные документы? Зачем тогда называются Антимонопольной службой? Надо переименовать в Службу по созданию монополий для своих. 

Господин депутат Савченко нацелился получить монополию и на рынок 

реализации, и на конструкторскую документацию, разработкой и сопровождением которой занимается наш институт, и интеллектуальную собственность, которую мы отстояли в интересах государства. Он везде, где речь идет о его собственности: он в профильном по его бизнесу Комитете Государственной думы по промышленности, там же входит в авиационную подгруппу (выпускают же его заводы авиационные подшипники в том числе). Недалеко – в Экспертном совете при том же комитете (состав совета утвержден комитетом 17 мая 2012 года) – записан как председатель Ассоциации производителей подшипников другой собственник ЕПК – Александр Москаленко. Эта ассоциация создана ЕПК, от имени ассоциации рассылаются многочисленные запросы. Схема весьма простая: г-н Москаленко пишет жалобу народному депутату Савченко, а по сути своему другу-акционеру, и депутат моментально «реагирует». А как иначе? Свою собственность надо защищать всеми способами.

Настало время навести порядок, а Федеральной службе безопасности, Генеральной прокуратуре РФ и СК РФ провести расследование и выйти с предложением в правительство отменить вредное решение ФАС, наказать виновных в разрушении стратегически важной для оборонного комплекса отрасли.

– Получается, что депутат ГД РФ Савченко в нарушение депутатской этики и решений политического руководства страны, направленных на очищение Государственной думы от депутатов-бизнесменов, спокойно лоббирует свой бизнес? И, кстати, у нас в руках декларация о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера депутата Савченко, в которой ни слова не сказано о его подшипниковом бизнесе и не указаны 250 миллионов долларов. Именно в эту сумму оценил журнал «Финанс» его состояние (список Топ-500).

 Черневский: 

– Савченко открыто лоббирует свой бизнес, направляет по выше-указанной схеме многочисленные запросы во все инстанции и именно по вопросам, связанным с бизнесом ЕПК и входящих в него заводов. Вот только несколько примеров: 10 июля направляет депутатский запрос на имя вице-премьера Д. Рогозина; 9 октября сразу два запроса, в Минпромторг на имя министра и заместителя министра, – все вопросы касаются его подшипникового бизнеса. Когда приглашают представителей ОАО ЕПК по критическим вопросам недопоставки подшипников на совещания в Военно-промышленную комиссию (10.08.12) или Министерство обороны РФ (05.10.12), депутат Савченко инициативно приезжает и отстаивает интересы своего бизнеса. Он, не стесняясь, использует на полную свой статус депутата в интересах личного бизнеса. А недостоверность в декларировании, равно как и его открытая предпринимательская деятельность и лоббизм своих частных бизнес-интересов, должны наконец стать предметом рассмотрения на Комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами ГД 

РФ, возглавляемой А.В. Васильевым. 

Ведь с 2000 года многочисленные издания – «Форбс», «Ведомости», «Лента.ру», журнал «Финанс», «Независимая газета» и другие –  прямо называют депутата Савченко именно собственником ЕПК. Комиссии необходимо обратить внимание и запросить выписку из состава акционеров оф-шорной компании «Orionbay Trading Corp.», которая зарегистрирована основным акционером ЕПК и где чер-ным по белому вписано имя Савченко. Это как раз работа депутатской комиссии и правоохранительных органов – проверять полученные факты, а не отмахиваться от них под разными предлогами. Ведь выглядит это таким образом, что для одних депутатов закон и порядок, а другим можно все. Это неправильно. Только задумайтесь, какой цинизм ситуации: депутат – в Государственной думе, а весь бизнес – в офшоре! Польза только для него самого. Лоббирует свой бизнес и однопартийцев обманывает.

– Вот копия депутатского запроса, подписанного О. Савченко, в котором говорится следующее: ...ситуация с головной организацией по специальным подшипникам вызывает серьезную озабоченность Ассоциации производителей подшипников (в дальнейшем АПП)... ОАО «ВНИПП», образованное в результате приватизации института советского времени.., является частным предприятием без акционерного контроля со стороны государства и не несет никакой ответственности за технический уровень подшипниковой продукции... Головное НИИ может быть выбрано только на конкурсной основе...» Как прокомментируете эти заявления?

 Черневский:

– Красиво пишет, бумага все выдержит. Хочу спросить, а ОАО «ЕПК» приватизировало заводы не советского времени? Советского. И вместо того, чтобы их модернизировать и развивать, пошло по другому пути – разрушать и создавать дефицит. А есть государственный акционерный контроль за производством специальных подшипников для обо-ронных отраслей на предприятиях ЕПК? Нет. И более того, все акции чудесным образом оказались за границей. Но это Савченко не волнует и он, как депутат, не озабочен этой проблемой, не пишет в инстанции запросы типа: разберитесь, почему нет государственного контроля, почему акции таких стратегически важных предприятий выведены за границу. Почему? Да потому что это его собственность, и ему теплее, когда акции в офшоре. Но, используя статус депутата, можно без зазрения совести чернить всех, кто хоть как-то может стоять на его пути. ВНИПП ему как кость в горле. Мы не даем до конца растащить конструкторскую и нормативную документацию, за свои средства оформили интеллектуальную собственность в пользу государства, как и должно быть. Не нравится это г-ну Савченко! Он, прихватизировав заводы, занимаясь откровенным шантажом потребителей, являясь монополистом и уничтожая при попустительстве службы господина Артемьева высокотехнологичное производство, созданное не им, а как раз в советское время, хочет еще захватить и контроль над наукой. 

Единственная возможность развития серийного производства спец-подшипников в настоящее время – создание реальной конкурентной среды путем привлечения в эту сферу подшипниковых заводов России, Белоруссии и Украины на основе рав-нодоступного фонда нормативной и конструкторской документации. Такая среда существует в производстве подшипников для РЖД – 30% буксовых подшипников производит Украина, 70% – ЕПК на своем заводе в Казахстане. В конкурентной среде цены на буксовые подшипники с 2001 года выросли в 2,3 раза, а в монопольной среде ЕПК цены на авиационные подшипники за тот же период выросли до 10 раз! ЕПК пытается разрушить конкурентную среду в производстве буксовых подшипников для РЖД в первую очередь путем захвата документации, которую разработал и сопровождает ВНИПП. Пока это ЕПК не удаётся, хотя отдельные «слабые» звенья в лице некоторых сотрудников РЖД ЕПК уже нашла. 

В части документации на подшипники для вооружения и военной техники в августе было принято обоснованное решение, предполагающее государственное управление интеллектуальной собственностью на авиационные подшипники и на этой основе – создание реальной конкурентной среды. Это и вызвало своеобразную реакцию депутата Савченко в части «го-ловного НИИ по конкурсу». Назначение головной организации – это функция Минпромторга, что специально оговорено в недавнем, от 11 октября этого года, постановлении правительства. 

– Может, все-таки депутат Савченко реально переживает, как народный избранник, за состояние дел в отрасли, ведь он всегда в своих обращениях ссылается на письма от АПП?

 Черневский:

– Я уже говорил про хитроумную схему защиты своего имущества. ОАО «ЗАП» или другие заводы, являющиеся собственностью ОАО «ЕПК», т. е. господ Савченко и Москаленко, пишут (а может, даже и не пишут) в управляющую компанию «УК ЕПК» (те же собственники). «УК ЕПК» пишет в ассоциацию, которая создана юридическими лицами, входящими в УК «ЕПК» и которую в Экспертном совете при Комитете ГД по промышленно-сти представляет председатель АПП Москаленко. А Москаленко, соответственно, пишет Савченко. Ну а народный избранник от лица «подшипниковой общественности», а проще говоря, от себя, заинтересованного собственника, выражает озабоченность в разных инстанциях. Рассчитано на тех, кто не станет в этом разбираться и будет полагать, что депутат озабочен проблемами подшипниковой отрасли. 

Давайте откроем поиск в интернете и увидим: нет никакой информации даже о том, какие юридические лица входят в АПП. А реально входят туда все заводы, находящиеся в собственности «ЕПК», вот и вся «система». Это такое же частное объединение в интересах офшорных владельцев.

– Да, на поверку выходит совсем просто, но не у всех была такая информация. Еще один вопрос о наличии на рынке контрафактной продукции. Каковы ис-точники ее происхождения? Ведь трудно себе представить, что подшипники, сложный продукт машиностроения, в массовом порядке производятся на кухне или в гаражах.

 Черневский:

– Вы абсолютно правы. Большинство образцов подшипников, кото-рые нам поступают от потребителей на проверку качества, имеют четкий источник происхождения – это заводы «ЕПК», будь то ОАО «СПЗ» или 

ОАО «ЗАП», или уже не существующие заводы. Имеется соответствующая маркировка, только паспорта «с душком». Причины здесь могут быть разные – возможно, это, как мы называем, «параллельное» производство на заводах, а значит – собственники не могут или не хотят организовать нужный контроль за выпуском продукции. Но основная причина в том, что на рынке создан острый дефицит спецподшипников. Потребители мечутся в поисках поставок, а ЕПК запретила переконсервацию всей своей ранее произведенной продукции, мотивируя это возможностью наличия контрафактной продукции. Это неправильно. Завод обязан переконсервировать свою продукцию, если это устраивает покупателя. Ведь что может получиться, сегодня эти соб-ственники не хотят переконсервировать ранее выпущенную продукцию (например, ликвидированный ЕПК 1-й ГПЗ), а завтра новые собственники откажутся переконсервировать подшипники, произведенные сегодня. Здесь должен быть один подход – качество. А где, как не на заводе-изготовителе, должны отвечать за качество и разбираться, где какой подшипник. Ведь отказ от переконсервации в условиях дефицита ведет только к росту цен. А ФАС РФ опять ничего не замечает.

– Как исправить ситуацию и обеспечить качественными и современными подшипниками предприятия ОПК в требуемом объеме?

 Черневский:

– Тактическая задача должна быть направлена на скорейшее, немедлен-ное исправление вредного и наносящего ущерб интересам оборонного комплекса решения ФАС о передаче пакета акций ОАО «ЗАП» в собственность ОАО «ЕПК». Это решение должно быть тщательно проверено ком-петентными органами и отменено. 

Искусственно созданная монополия должна перестать существовать, воссозданы условия для работы в конкурентной среде, а собственника следует обязать восстановить за свой счет разрушенные производственные мощности 1-го ГПЗ или в Москве, где и существовал завод, или на другой площадке, которую может, кстати, выделить государство (ОАО «Ростехнология») и получить контрольный па-кет акций. Объем выпуска подшипников должен быть как минимум удвоен (ликвидированный Московский завод авиационных подшипников имел производственные возможности, равные сегодняшнему выпуску ОАО «ЗАП»). Вообще я убежден, что если руководство страны планирует иметь сильную, хорошо и современно вооруженную армию, у него нет другого выхода, как возвратить контрольный пакет акций ОАО «СПЗ» и ОАО «ЗАП». 

В противном случае ситуация усугубится ускоренными темпами. Под-шипники будут дорожать, их будет всегда не хватать, а качество, ресурс и конструктивные особенности будут опережающими темпами отставать от западных конкурентов. Но нам никто современных подшипников для стратегических и других видов вооружения никогда не продаст. То есть получение государством контрольного пакета акций и создание, а вернее восстановление дублирующего конкурентного производства является неотложной задачей. А дальнейшая стратегия должна быть направлена на науку, новые разработки. К сожалению, частник, особенно тот, кто спрятал акции в офшорных зонах, никогда не будет по-настоящему инвестировать средства в перспективные разработки. Тем более для военной промышленности. Запад им не позволит этого сделать, денежки-то хранятся именно там. 

Сергей Лукьяненко

 

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 150 дней со дня публикации.
Редакция в лицах
Партнеры